Как делают дороги. Цементобетонные дороги.

Как делают дороги. Цементобетонные дороги. Дороги.. какие бывают? из чего состоят? какова технология укладки дорожного полотна? Обо всем расскажем в нашей еженедельной рубрике #какделаютдороги, Тем более, что несколько продуктов, которые используют для создания идеальных дорог, производит предприятие "БИОТУМ", потому нам эта тема хорошо известна и близка.

Строительство дороги дорогое и непростое дело. Сама дорога сложное инженерное сооружение, из которого мы видим только верхнюю часть: покрытие, да бордюры. Сама дорога — это многослойный пирог, задача которого перераспределить нагрузки от машин на грунт. В зависимости от конструкции дороги бывают жесткие цементобетонные, и не жесткие асфальтобетонные.

Сегодня мы вам расскажем о первых. Итак, для цементобетонной дороги связующим служит цемент. Главный плюс жесткой цементобетонной дороги — долговечность. При правильной эксплуатации капитальный ремонт цементобетонным трассам требуется лишь через 24 года, а асфальтовым дорогам он требуется через 10 лет (да и то при соблюдении технологии).

В конце 60-х в СССР начали активно заниматься цементобетонными дорогами. Но цемента не хватало, шло массовое строительство жилья. Зато нефть была дешева, были открыты новые месторождения и стали развиваться технологии строительства асфальтобетонных дорог. Однако, цементобетон успел получить большое распространение на Севере и в Сибири как основание при строительстве дорог и эти дороги стоят до сих пор.

Существуют два варианта строительства дорог из цементобетона. Первый – это монолитный бетон, вложенный в заготовку и твердеющий в естественных условиях. Второй сборный из железобетонных плит.

Кстати, по дороге из железобетонных плит не так давно можно было проехаться, если свернуть с трассы в сторону Мурома на деревню Ново-Соколово. Там как раз была такая дорога, сделанная еще в советские времена и прослужившая верой и правдой жителям все эти годы. В 90-е годы, ходят слухи, ее даже пытались похитить, разобрав плиты. Но местные жители отстояли. Хоть плиты на ней давно разошлись и ехать по ней нужно было неспеша, чтобы не потерять подвеску, зато такую дорогу не размывали дожди и ей не страшна грязь. А несколько месяцев назад ее наконец заменили на новенькую асфальтовую, ровную и надеемся долговечную!

Но это было отступление, а мы продолжим про монолитную бетонную дорогу. Монолитный бетон отливается на месте. Однако в России нормальные условия для твердения бетона могут быть обеспечены в достаточно короткий летний период, когда температура окружающей среды составляет не менее 15-17 С. Монолитная технология изготовления бетона непосредственно на трассах сильно ограничивает скорость строительства дорог и масштабное строительство в России затруднено. Второй способ строительства дорог из цементобетона это собирать дороги из преднапряженых железобетонных плит, сделанных на заводе. Заводские условия позволяют получить намного лучший бетон с заданными характеристиками, которые нереально получить в полевых условиях.

Таких дорог раньше много строили и в России. Вспомним, что МКАД раньше был построен из бетонных плит, потому и назывался «бетонкой» (сейчас так все еще продолжают называть Большое и Малое кольцо в Московской области). Однако у старой технологии был существенный недостаток: плиты разъезжались, поскольку требовали такого основания, чтобы одна плита не осаживалась относительно другой. Особенно эта проблема возникала при эксплуатации трасс большегрузными автомобилями.

Сегодня проблема основания полностью преодолена. Железобетонные плиты для дорог снабжены сквозными каналами в средней части диаметром 15- 25 мм и шпунтованными боковыми гранями. Через каналы протягивают стальные тросы, которые покрываются защитной смазкой, которая обеспечивает им защиту от коррозии, а напрягаемая арматура располагается в полиэтиленовых трубках. За счет этого напрягаемой арматуре обеспечивается свободное перемещение, как в процессе натяжения, так и при эксплуатации конструкции. Между торцами железобетонных плит помещается герметик. Себестоимость таких дорог по новой технологии в среднем в два раза ниже, чем асфальтобетонных, поскольку радикально сокращаются затраты на подготовку основания.

Для примера: В США 80% покрытий дорог – цементобетон. Асфальт используют только как верхний смягчающий слой для движения. Там впервые использовали эту технологию в 1921 году. Сегодня в США тысячи «вечных» автодорог и покрытий построены из сборного преднапряженного железобетона. Бельгия построила свой первый участок дороги из напряженного железобетона в 1950 году и интенсивно использует эту технологию с 1970 года. Причем, строятся не только магистрали, но и дороги регионального и местного значения. Во Франции эту технологию впервые применили в 1947 году, а повсеместно стали внедрять с 1983 года.

Кстати, практически вся территория "БИОТУМа", не считая наших зеленых оазисов, как раз представляет собой монолитную бетонную дорогу. Ведь исторически на месте предприятия была болотистая и запруженная местность. Но так как "БИОТУМ" - это надолго, мы выкладываемся не только в качество нашего оборудования, но и в качество всей сопутствующей инфраструктуры.

Фотогалерея